VI

7 и 8 декабря 2009 г.

Тема конференции:
«Москва и православные традиции».

За два дня перед аудиторией выступили 35 докладчиков - ученых и специалистов по русской истории, архитектуре, археологии, иконописи. Были освещены такие важные и тревожные темы, как: перспективы развития ситуации на Пушкинской площади, оценка организации публичных слушанияй по Генплану, внесение памятников в список ЮНЕСКО, ситуация с сохранением культурного наследия Ярославля и Звенигорода, вопрос восстановления Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря и другие темы.


Полный список тем >>

Статья в Интернет-издании "Татьянин день" >>
Итоговый документ >>

Предлагаем Вашему вниманию
сборник докладов VI Кадашевских чтений (6.3 Мб, в формате pdf) >>


Комментарий о. Александра Салтыкова:

Интерес в Кадашевским чтениям возрастает. Увеличивается количество желающих выступить на чтениях. Это говорит о том, что мы занимаемся актуальными вопросами.

- Каков практический результат от Кадашевских чтений?
Практический результат конференции, посвященной вопросам культуры, - это сама культура. Мы узнаем много нового о судьбе памятников, узнаем результаты работы, которую произвели ученые. Происходит приращение культуры. Это и есть полезный продукт конференции.

Помимо всего прочего на конференции специалисты сигнализируют нам о тревожных ситуациях. Люди, которые поднимают тревогу по сохранению культурного наследия, - чрезвычайно нужные люди, неравнодушные, готовые к действиям.

- Многие люди, в том числе православные, считают, что протестовать бесполезно и занимают пассивную молчаливую позицию. Насколько правильна такая точка зрения?
Это психология ухода из мира в пещеру. Неправильно понимать христианство только как бегство от мира. Есть еще и бегство из кельи к миру. Отшельник бежит из кельи, чтобы возвестить миру, что мир живет неправильно. Возвестить те истины великие, которые он понял своим сердцем, почерпнул в своей духовной жизни. Донести это людям, которые живут в суете. Поэтому Церковь и называется апостольской. Апостольское служение происходило в миру, а не в пустыне. Мир преобразуется, когда преобразовываются человеческие души. Важно раскрыть в душе стремление к высокому, прекрасному, чистому, духовному. Прежде всего – стремление к Богу. Нужно всегда стремиться что-то сделать и победить плохую ситуацию. Сдаваться не надо никогда.

- Насколько верна точка зрения, что всё бренно в этом мире, в том числе и памятники?
Памятники являются свидетелями прошлого. Это наша олицетворенная память. Связь времен, связь с нашими предками. Это касается не только храмов, но и простых домов. У нас в России всё это ужасно непонято, забыто, уничтожается. А в Греции на острове Эгина людям показывают дом, где жил Нектарий Эгинский, вещи, которых он касался, которые ему принадлежали. Как нас это волнует, когда мы приходим в чудом сохранившийся дом на Руси, где жил святой человек! Скажем, в Коврове, где жил епископ Афанасий Сахаров. Находясь в комнате, где он молился, видя вещи, которые ему принадлежали, испытаешь трепет. Через посещение дома происходит встреча с человеком, который здесь жил. Чем больше времени проходит, тем ценнее это всё становится.

То, что мы ничего не ценим, говорит о нашем ужасающем бескультурье. Такие на первый взгляд высокие мысли, что всё бренно, на самом деле совсем невысоки, а скорее свидетельствуют о душевной немощи, усталости, ограниченности. Особенно остро это касается сохранения русской культуры, подвергающейся сейчас истреблению руками власть имущих. Это процесс одичания. Если мы не встанем против этого стеной, то нашим детям нечего будет рассказать о прошлом. Московский Кремль уже наполовину уничтожен.

Лучше, чтобы каждый на своем маленьком месте, на своем радиусе, что-то делал для того, чтобы вокруг нас всё цвело. Именно из этих частных действий складывается целое. Унывать ни в коем случае нельзя. История идет своим ходом, но, что бы ни было, мы ответим перед Богом за всё, что мы сделали и не сделали. Мы придем к Богу с конкретным духовным результатом своих дел. Наша обязанность - трудиться, совершать добрые дела.


 

Фотографии с шестой конференции "Кадашевские Чтения"