"...Начат строением при Патриархе Иоакиме в 1687 г.; окончен же строением при Патриархе Адриане в 1695 г."
Храм Воскресения Христова в Кадашах
НОВОСТИ О ХРАМЕ ПРИХОД МУЗЕЙ СЛУЖБЫ "МИР БОЖИЙ" ФОТО
 
  Новости
 
  Кадаши в опасности!
  В храме служили
  Святыни храма
  Усыпальница
  Фотографии
  Духовенство
  Богослужения
  Клирос
  "Кадашевские Чтения"
  Журнал "Мир Божий"
  Приходская деятельность
  Детский учебный центр
  Библиотека
  Образование. ПСТГУ
  МПИКО
  О музее
  Коллекции
  Музейная педагогика
  Экскурсии и праздники
Помочь храму
Благодарности
Контакты




История

ИСТОРИЯ ХРАМА
ОТ ИСТОКОВ
Thumbnail
Вид на Замоскворечье с Кремлевской стены
Литография Ф.Бенуа и Обрена по рис. Д.С. Индейцева, 1850 гг.

Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Б. Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с  Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы.

Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако, это не находит подтверждения в документах.

На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке. Она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально она была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней она не сохранилась.

В XVI-м веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены на каменные во второй  половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась – она стояла в начале Б. Полянки у Малого Каменного моста.

Thumbnail
Храм Воскресения Христова в Кадашах, нач. XIX в.
рис. из сборника А.А. Мартынова "Русская старина", М., 1853

Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.

Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.

Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к  болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.

Thumbnail
Вид на храм Воскресения Христова в Кадашах с колокольни Ивана Великого, фото 1884 г.

По мнению современных ученых церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г. при патриархе Иаокиме было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы – гостей (купцов) Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. (Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в Толмачах (в 1697 г.).

В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм «начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году». Патриарх Адриан 13/26 января 1695 г. г. «ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную Литургию».

Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча».

Thumbnail
Вид на храм Воскресения Христова в Кадашах со стороны 1-го Кадашевского пер.,
фото 1882 г. из альбона Найденова

Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.

До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа. Апсиды второго этажа первоначально были небольшими, что позволяло сделать круговой обход по верху аспид.  Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона.

В 1695 г. три лестницы были разобраны, с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Это во многом обогатило художественный образ храма.

Имеются сведения о первоначальной покраске храма: «стены ее были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой»1.

Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь  входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.

Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы уничтожают сухость и строгость кирпичной кладки.

Thumbnail
Иконостас XIX в.
Верхний храм Воскресения Христова в Кадашах, фото нач. ХХ в.

В храме Воскресения Христова в Кадашах четыре алтаря. Верхний храм с одним, главным престолом Воскресения Христова, в честь которого назван и весь храм, был летним, холодным. Нижний храм, с тремя престолами, был теплым, отапливаемым двумя изразцовыми печами. Центральный придел нижнего храма посвящен Успению Божией Матери, правый придел был освящен в 1704 г. и посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. В 1772 г. был освящен левый придел в честь святителя Николая Чудотворца.

Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. В интерьере верхнего храма наибольшую ценность представлял в художественном отношении шестиярусный иконостас высотой 12 метров и шириной 11 м, о котором сохранились отзывы как об одном из лучших произведений резного искусства XVII века. Иконы разделялись 52 деревянными колонками. Сквозная резьба представляла собой плетение из виноградных кистей и листьев. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, нерезные части были покрашены в голубой цвет.

Thumbnail
Интерьер храма Воскресения Христова в Кадашах, северные врата
фото нач. ХХ в.
Thumbnail
Интерьер храма Воскресения Христова в Кадашах, 2-й этаж
фото нач. ХХ в.

Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы – Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин – один из лучших учеников Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты2. В память Кодрата и Лонгина Добрыниных были написаны иконы апостола Кодрата и мученика Лонгина Сотника.

В XVIII в. храм был известен редкой по великолепию утварью и ризницей. В описях упоминаются крест из чистого золота, ризы, воздухи и поручи украшенные жемчугом. Главное Евангелие было в серебряном, вызолоченном окладе, изготавливалось с 1694 по 1712 гг. по заказу Лонгина Добрынина  и весило около 13 кг. В верхнем храме висели 3 медных паникадила.

В войну 1812 г. храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме французами была устроена конюшня. Уходя, они подожгли храм с западной стороны, огонь, распространившись на колокольню, дошел до окна у правого клироса и… потух. В 1812 г. значительная часть ценностей была расхищена. Предание говорит, что после 1812 г. из одних найденных в верхней церкви осыпков жемчуга был устроен жемчужный убрус Смоленской иконе Божией Матери.

Thumbnail
Роспись верхнего храма, XIX в.
см. другие фото интерьера храма в альбоме "Росписи"

В 1848 г., при настоятеле о. Иоанне Маргаритове, была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П.Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. После окончания реставрации храм был заново освящен митрополитом Филаретом в 1849 году.

В XIX-м веке сохранялось большое количество довольно дорогих облачений, в библиотеке хранились редкие издания конца XVII-нач. XVIII века.

В пер. пол. XIX в. были переложены апсиды, разобраны трехмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением.

Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.

В 1895 году прошли торжества, посвященные двухсотлетию Кадашевского храма. Об этом подробно написано в «Московских Церковных Ведомостях», 1895 г., № 39.

Храм с давних пор славился своим колокольным звоном. Главный колокол был вылит в 1750 г. и его вес составил 400 пудов (1 пуд = 40 фунтов = 16,38 кг), т.е. примерно 6,5 тонн! Отливал его известный мастер Константин Михайлович Слизов, который спустя десятилетие отлил Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. Этот колокол отличался удивительно мягким, бархатистым звуком. На Кадашевской колокольне был замечательный подбор колоколов «разных характеров звука и притом с приятными тембрами». В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз К. К. Сараджев.

Thumbnail
Колокол храма Воскресения Христова в Кадашах
Фото И.В. Коновалова, сделано в Большом театре в 1996 г.

После закрытия храма колокола исчезли. Но в 1990-х гг. стало известно, что некоторые из них находятся в Большом театре. Так, в 1995 г. в интервью «Московскому журналу» старший звонарь Московского Кремля И. В. Коновалов заметил: «Мы, конечно, благодарны театрам за то, что они сохранили это ценнейшее наследие, но теперь неплохо было бы подумать над тем, чтобы вернуть колокола туда, где их используют по прямому назначению. В Большом эти колокола звонят в «Борисе Годунове». Но ведь все остальное – декорации и бутафория. Они же не выносят на сцену настоящий трон из Оружейной палаты. Нельзя ли вместо колоколов использовать фонограмму? Недавно у нас произошел радостный день: театр имени Немировича-Данченко передал десять колоколов в знаменитый храм Спаса Преображения, что на Песках. Вместо колоколов театр получил бронзовые доски-била, настроенные на основные ноты этих колоколов.

Thumbnail
Главный колокол храма Воскресения Христова в Кадашах
Фото из Большого театра, 1996 года

Самый большой колокол в Большом театре – 400 пудов из храма Воскресения Христова в Кадашах. Мы можем сделать им идеальную запись гула 4000-пудового Успенского колокола или 2000-пудового «Сысоя» со всем ростовским звоном. Это даже обогатит звуковую гамму «Бориса Годунова» и других спектаклей». Есть, ко всему прочему, и фотографии 1996 г., подтверждающие, что колокола в театре были. Но по последним данным, во время реконструкции Большого, они куда-то исчезли… А ведь именно сейчас, когда можно заранее предусмотреть отсутствие колоколов, самый удачный момент для их возвращения церкви»2.

 

Использованы материалы:
1. Г.В. Алферова "Памятник русского зодчества в Кадашах"
2. сайт "Москва, которой нет"

См. также по теме :
1. "История церкви Воскресения Христова в Кадашах", Дипломная работа, 2008г.
автор - студент миссионерского факультета ПСТГУ - В.В.Максак

 

Телеканал "Столица"
Передача об истории храма Воскресения Христова в Кадашах, 2007 г.
Телеканал "Доверие"
Передача об истории храма Воскресения Христова в Кадашах, 2013 г.
 
Главная | Новости | О храме | Приход | Музей | Службы | "Мир Божий" | Фото
 
Besucherza счетчик для сайта
счетчик для сайта